Что нужно сделать перед первой консультацией?

  1. Составьте конкретный список, что хотите получить от всех консультаций в конечном итоге, чтобы это обсудить. "Не беспокоиться" не подойдет, пишите без частицы "не", например, быть спокойным и уверенным в себе во время конфликтов. Каждый пункт детально распишите, как Вы поймете, что Вы этого достигли? Опишите поведенческие и эмоциональные маркеры, например, уверенно, громко и внятно говорю тому человеку, который переходит мои "границы", использую жесты, чувствую себя расслаблено и раскованно.
  2. Подготовьте что-то (телефон, блокнот и др.), чтобы во время сессии делать записи (главное, чтобы их никто кроме Вас не увидел), например, о инсайтах (озарениях), техниках и домашних заданиях. Это позволит Вам не упустить ничего важного, многократно увеличит эффективность  самостоятельной работы и работы с психологом в целом.
  3. Перед первой консультацией и в течении недели между консультациями записывайте все свои мысли по беспокоящим вопросам, чтобы потом это обсудить и в будущем отслеживать прогресс.
  4. Если это онлайн консультация, позаботьтесь о себе и найдите тихое место, чтобы Вас никто не слышал и никто не отвлекал.

Первая встреча: знакомство

          На первой встрече мы познакомимся: вы расскажете о себе; поставим первичные цели нашей работы, договоримся о правилах (периодичность встреч, продолжительность, пропуски и др).

          В ходе психологических консультаций будут развиваться отношения клиент-психолог, уменьшится психологическая дистанция, и общение будет становиться все более доверительным.

Какие могут быть правила и условия (обсуждаем на первой консультации)?

          Периодичность - 1-2 раза в неделю. Большее количество раз в неделю возможно при острых кризисных ситуациях, либо когда есть желание сделать процесс интенсивнее.

          Мы можем составить следующие правила (обсудим на первой консультации):

  1. Консультация длится 50-55 минут.
  2. Обязательное выполнение домашних заданий и рекомендованных техник.
  3. При опоздании время консультации не увеличивается.
  4. Предупреждение о пропуске минимум за сутки.

Первичные цели консультаций

          Не важно, чтобы Вы четко сформулировали свою проблему, важнее намерение и желание что-то изменить в себе или своей жизни. Довольно часто во время консультаций первичная (поэтому так и называется) цель меняется на другую, зачастую более важную, чем первая.

          Важно понимать, что та система отношений и событий, в которых живёт клиент, иногда не подвластна для изменений (но можно переехать в другую страну, развестись или уволиться с работы), но мы можем принципиально поменять связь с этими системами, ослабив влияние определенных факторов, обретая больше свободы и независимости (подробнее в статье о том, как помогают психологические консультации, пример и научное объяснение).

Как проходит процесс всей нашей работы?

          Я работаю в рамках одной из психологических школ: гештальт-подходе (подробнее в статье). Важно знать, что нет "хороших" и "плохих" школ, важнее профессиональный подход психолога.

       В чем причина любого обращения клиента к психологу? Не достигается желаемое. А если не достигается желаемое, появляется субъективная психологическая «боль». Например, «хочу позитивного настроения и не испытывать тревогу», «хочу иметь уверенность в общении с людьми, а не чувствовать вечный страх во взаимодействии», «хочу иметь устойчивость к критике и к своему страху ошибки», «хочу найти взаимопонимание с мужем и научиться доносить до него то, что хочу», «хочу найти взаимную любовь и не маяться от одиночества», «хочу разобраться в себе, не чувствовать себя потерянным и с безысходностью», и др.

          Клиенты чаще всего не представляют себе, как далеко «ушла» наука, и представляют психолога тем, кто что-то посоветует, даст инструкцию что делать. К сожалению, у меня нет «волшебной таблетки», которая всё решит, нужен труд клиента для развития собственных новых навыков. Могу дать свою инструкцию по решению той или иной проблемы, но с малым шансом она сработает, и если сработает, при подобной проблеме клиент снова придет ко мне. Наша задача с клиентом, как я вижу, помочь измениться, научиться новым навыкам, чтобы самостоятельно решать проблемы без зависимости от кого-либо, принимая ответственность на себя.

          На консультациях мы будем исследовать то, как клиенту достигать желаемого. Для этого мы будем уделять внимание чувствам и эмоциям (страх, стыд, вина, злость и др.), поскольку они связаны с потребностями и их маркеруют, и мы их осознаём в виде желаний. Больше всего будем уделять внимание на то, что есть сейчас, на внутренние психологические процессы: «как ты критикуешь себя», «как ты пугаешь себя и вводишь с панический страх», «как ты организовываешь себе тревогу» и др. Если не осознаваемый процесс будет осознан и присвоен, появится доступ его контролировать и модифицировать.

          Некоторые желания не доступны сознанию ежесекундно, но могут быть важными для человека. Неосознанные желания и связанные с ними чувства «живут» в теле, поэтому мы будем уделять внимание телу (в какой-то части тела могут появиться психосоматические ощущения на коже или внутри тела, отниматься силы или наоборот, появляться воодушевление).

          Верю, что человек не ошибается в важности своих желаний, поэтому на первой консультации не важно, о чем говорить, главное начать рассказывать историю с любого места, все равно выйдем на неудовлетворённые потребности и важные желания, которые не достигаются.

          Иногда на консультациях предлагаю эксперименты: проговорить фразу медленно или с разными интонациями, прислушиваясь к телу для выявления скрытых от сознания желаний и потребностей, даю домашние задания в виде практических упражнений, составления списков, рисования и др.

Что нужно делать клиенту на консультациях?

          Работать. Именно работать, потому что, чем больше вложено, и чем серьезнее будет работа, тем лучше будет результат в качестве вознаграждения.

Когда закончим наши консультации?

          Это совместное решение. Случается, что после достаточно длительного времени консультаций (от полугода-года и более) клиент решает продолжить посещение консультаций. Желательно обсуждать окончание работы вместе, это забота и бережное отношение, в первую очередь, к Вам.

          Надеюсь, данная информация была для Вас полезна, чтобы подготовить Вас к плодотворной работе на консультациях.

 

Другие статьи:

1. 3 последствия, если душевные "раны" не затянутся

У всех нас есть детские/взрослые душевные раны. Мы развиваемся за счёт них, преодолеваем препятствия и становимся лучше, что каждого, в том числе, отличает друг от друга. А что, если рана до сих пор "не затянулась"? Далее...

2. Чем помогают психологические консультации? Пример и научное объяснение

Казалось бы, разговоры на консультациях не представляют ничего особенного, Вы что-то рассказываете, психолог понимающе кивает и что-то говорит в ответ. Однако, на самом деле, в этот момент, в мозге происходят заметные изменения: старые нейронные связи перестраиваются, создаются новые, и постепенно вы становитесь другим человеком. Далее...

3. Преимущества метода, который я использую

Гештальт-подход— один из современных психологических школ в психологическом консультировании. Главная цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности... Далее...

 

 

 

ДАНИИЛ ФИЛИНКОВ

ПСИХОЛОГ

Поделиться ссылкой: